ПРИНЯТО: На заседании педагогического Совета МБОУ «СОШ №42» г.Чебоксары протокол №7 от 26.06.2020г. |
УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «СОШ №42» г.Чебоксары: ______________Э.С.Анисимова приказ № 39 от 26.06.2020г.
|
План методической работы
МБОУ «СОШ № 42» г. Чебоксары
на 2020- 2021 учебный год.
Единая методическая тема:
«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Цель:
повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов, через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, внедрение и интеграцию современных образовательных технологий для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Задачи:
- Поддерживать культурно-образовательные инициативы коллектива, осуществлять сопровождение исследовательской, проектной и инновационной деятельности, стимулировать творческую инициативу педагогов через организацию и осуществление сопровождения аттестации педагогических кадров, мотивации педагогов к обмену и диссеминации передового педагогического опыта
- Развивать творческие связи с учреждениями дополнительного образования, с общественными организациями для создания условий, способствующих успешной самореализации и социализации как педагогов, выявлению и развитию детской одаренности обучающихся.
Приоритетные направления методической работы школы на новый учебный год:
- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы учебного года;
- информационное обеспечение образовательного процесса,
- обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
- обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
- совершенствование методов отслеживания качества образования;
- научно-исследовательская деятельность педагогов
- работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы.
Формы методической работы
- Педагогический совет
- Методический совет
- Методические объединения
- Методический семинар
- Обобщение опыта работы.
- Открытые уроки.
- Научно-практические конференции по защите исследовательских работ учащихся.
- Организация «Консультационных дней» с учителями-предметниками.
- Аттестационные мероприятия
- Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
- Предметные недели и декады
- Педагогический мониторинг
- Мастер-класс
- Круглый стол
- Индивидуальные / групповые консультации
5.1. Основные направления деятельности
Работа с кадрами | ||
1.Повышение квалификации Цель:совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности |
||
1.1. Курсовая переподготовка | ||
Содержание работы | Сроки | Кто привлекается, исполнители |
1) Составление плана прохождения курсов повышения квалификации | май-сентябрь | зам. директора по УВР, учителя |
2)составление заявок по прохождению курсов | май - сентябрь | зам. директора по УВР |
3)Самообразовательная работа | в течение года | учителя |
4)Организация системы взаимопосещения уроков | в течение года | руководители ШМО |
5) Посещение и работа в ассоциациях по своему направлению | в течение года | учителя, зам. директора по УВР |
1.2. Аттестация педагогических работников Цель:определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников |
||
1)Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации» | сентябрь | зам. директора по УВР |
2)Индивидуальные консультации по заполнению заявлений и написанию представления | сентябрь | зам. директора по УВР |
3)Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Подготовка материалов собственной педагогической деятельности к аттестации» | сентябрь | зам. директора по УВР |
4)Приём заявлений на прохождение аттестации (август-сентябрь) | сентябрь | зам. директора по УВР |
5)Индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами. | в течение года | зам. директора по УВР |
6)Изучение деятельности педагогов, оформление необходимых документов для прохождения аттестации | в течение года | зам директора по УВР |
7)Проведение открытых мероприятий для педагогов школы, представление собственного опыта работы аттестующимися педагогами | ноябрь - январь | аттестующиеся педагоги |
8)Создание портфолио | декабрь | аттестующиеся педагоги |
9)Посещение уроков аттестующихся педагогов | октябрь- март | зам.директора по УВР |
1.3. Обобщение и распространение опыта работы Цель:обобщение и распространение результатов творческой деятельности педагогов |
||
1) Описание передового опыта | в течение года | учителя -предметники |
2)Оформление методической копилки | в течение года | учителя -предметники |
3)Представление опыта на заседании МО, семинарах, конференциях, сайтах пед. сообществ, экспертной комиссии УО | в течение года | руководители ШМО,учителя -предметники |
4)Подготовка материалов для участия в профессиональных конкурсах Представление · Описание опыта работы · Мастер-класс |
сентябрь-январь | зам. директора по УВР |
2. Предметные олимпиады, конкурсы Цель:развитие интересов и раскрытие творческого потенциала учащихся |
||
1)Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников | октябрь | зам директора по УВР, учителя предметники |
2)Анализ результатов олимпиад первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников | октябрь | зам директора по УВР |
3) Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников | ноябрь-декабрь | зам директора по УВР |
4)Анализ результатов олимпиад второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников | декабрь | зам директора по УВР |
6)Научно-практическая конференция «EXSELCIOR» | март | руководители секций |
7) Обучающий семинар для педагогов и обучающихся « Требования к оформлению проектов и их защите» | ноябрь | зам директора по УВР |
8) Участие в образовательных конкурсах для учащихся и педагогов | в течение года | зам директора по УВР |
3. Методические советы Цель:Реализация задач методической работы на текущий учебный год |
||
Заседание №1 1)Утверждение плана работы на 2020- 2021 учебный год 2) Утверждение рабочих программ учебного предмета «ОДНКНР», учебных программ платных образовательных услуг 3) Об организации наставничества 4) О введении ФГОС в 10 классах |
сентябрь | зам директора по УВР, ВР |
Заседание №2 1)Исследовательская деятельность педагога- способ повышения проф. мастерства 2) Инновационная деятельность педагогов, участие педагогов в конкурсах 3) Рабочие вопросы |
октябрь |
творческая группа зам директора по УВР |
Заседание № 3 1)Работа по развитию детской одаренности; отчёт руководителей ШМО о проведении первого этапа Всероссийских олимпиад по предметам 2)Рабочие вопросы |
декабрь | зам. директора по УВР |
Заседание № 4 1)Работа по развитию детской одаренности. Анализ участия учащихся на втором этапе Всероссийских олимпиад. 2) Рабочие вопросы |
февраль | зам. директора по УВР |
Заседание № 5 Анализ выполнения задач методической работы за учебный год, выявление проблемных вопросов. |
май | зам. директора по УВР |
4.План-график основных методических мероприятий по подготовке введения ФГОС основного общего образования, среднего общего образования | ||
1)Пополнение и приобретение УМК, оснащение кабинетов | январь- август | зам директора по УВР, директор школы |
2) Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе | 1 раз в полугодие (проектная, технология критического мышления, системно- деятельностного подхода) | зам. директора по УВР |
3)работа творческой мастерской «Учитель для одаренного ученика» - мастер-классы педагогов школы | в течение года | зам. директора по УВР |
3)Повышение квалификации педагогов на курсах повышения квалификации | в течение года | директор |
4)Создание и пополнение портфолио педагогами | в течение года | зам. директора по УВР |
5)Аттестация педагогов | в течение года | аттестующиеся педагоги |
6)Преемственность начального и среднего звена | 1 четверть (проведение мониторинга, анализ адаптации учащихся) |
зам. директора. кл. руков. |
7) Предпрофилизация среднего и профилизация старшего звена |
1 полугодие (выявление социального заказа) |
классные руководители |
8) Метапредметные знания и их значимость | 1 полугодие (в рамках заседания МО) | руководители ШМО |
5.2 План методического сопровождения ФГОС ООО, ФГОС СОО
Этап | Мероприятия этапа | Контрольный показатель | Форма проведения | Сроки |
Подготовительный |
Ознакомление вновь принятых учителей основной школы с нормативным и учебно-методическим обеспечением ФГОС ООО, ФГОС СОО; Отслеживание изменений в нормативных документах и ознакомление с ними всего педагогического коллектива. |
Готовность учителей к работе по введению стандартов второго поколения.
|
Заседания ШМО, посещение ШМО учителей-предметников 5-9 классов, проведение проблемных семинаров. | сентябрь - май |
Организационно-аналитический |
1) Проведение мониторинга по вопросу оснащенности школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО. 2) Организация курсовой переподготовки учителей 3) Участие в семинарах, конференциях, методических объединениях, совещаниях по вопросам реализации ФГОС СОО. 4) Разработка модели взаимодействия школы с учреждениям, обеспечивающих внеурочную деятельность 5) Заседания ШМО по проблемам реализации ФГОС СОО |
Готовность основной школы к введению ФГОС СОО. Реализация плана- графика курсовой переподготовки Готовность учителей среднего звена к ФГОС СОО Реализации плана-графика курсовой переподготовки учителей Наличие ООП ООО, СОО, программа внеурочной деятельности Готовность учителей к реализации ФГОС СОО |
Отчет Отчеты учителей предметников |
май сентябрь -май |
Деятельностный |
1) Внесение изменений в локальные акты, должностные инструкции, школьную нормативную документацию. 2) Консультационная и разъяснительная работа с педагогическим коллективом. 3) Распространение педагогического опыта |
1) Формирование нормативной локальной базы. 2) Мониторинг результатов и определение дальнейших стратегических задач. 3) Открытые уроки |
Производственные совещания педагогического коллектива Методические разработки уроков |
|
Информационно-аналитический | Оценка результатов работы в соответствии с критериями готовности ОУ к реализации ФГОС СОО в 10-х классах |
1) Разработана и утверждена ООП СОО; 2) Нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС СОО; 3) Определён список учебников; 4) Определена модель внеурочной деятельности; 5) Обеспечены условия реализации ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС. |
Отчёт-презентация на педагогическом совете по результатам деятельности учителей предметников; |
|
Родительские собрания по вопросу реализации ФГОС СОО | Доведение до сведений родителей инновационных процессов в области образования | Протокол родительского собрания |
5.3. Работа предметно-методических объединений
№ | Сроки | Содержание | Ответственный |
1. | Август |
1. Экспертиза рабочих учебных программ, программ ПДОУ. 2. Приоритетные задачи методической работы в 2020-2021 учебном году. 3. Мотивация и образовательный процесс. |
зам. дир. по УВР руководители ШМО |
2 |
Сентябрь |
1.Согласование и утверждение планов работы школьных методических объединений на 2020-2021 учебный год. 2. Выборы руководителей школьных методических объединений. 3. Организации работы с одаренными детьми по подготовке к предметным олимпиадам. |
зам. дир. по УВР руководители ШМО |
3 | Октябрь |
1. Рассмотрение, согласование и утверждение графика и заданий для проведения школьных предметных олимпиад. 2. Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу проведения аттестации. 3.Рассмотрение материала для проведения административных контрольных работ за 1 четверть. |
руководители ШМО Зам. дир. По УВР |
4 |
Ноябрь |
1. Итоги школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. 2.Подготовка учащихся к участию в городских и республиканских предметных олимпиадах. 3. Организация проведения Дня математики. 4.Организация и проведение школьного этапа научно- практической конференции. |
зам. дир. по УВР учителя-предметники |
5 | Декабрь |
1.Анализ индивидуальной работы учителей-предметников с неуспевающими учащимися. 2. Итоги школьного этапа научно- практической конференции. 3. Рассмотрение материала для проведения административных контрольных работ за 1 полугодие. |
зам. дир. по УВР, учителя-предметники |
6 | Январь |
1. Диагностика профессиональной деятельности учителей. 2. Организация проведения Дня русской словесности и истории. |
зам. дир. по УВР, учителя-предметники |
7 | Февраль |
1.Подготовка и проведение Дня иностранного языка. 2.Рассмотрение материала для проведения административных контрольных работ за 3 четверть. 3. Организация и проведение пробных экзаменов выпускников 9, 11 классов. |
руководители ШМО |
8 | Март |
1. Подготовка и проведение Дня естественных наук. 2. Смотр методического обеспечения учебных кабинетов «Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в современной школе». 3. Рассмотрение контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации учащихся переводных и 9-х классов. |
руководители ШМО зам. дир. по УВР |
9 | |||
10 | Апрель |
1. Подготовка, согласование и утверждение формы проведения творческого отчета школы. 2. Подготовка и проведение Дня художественно-эстетических наук, физической культуры и Дня чувашской культуры. |
зам. дир. по УВР руководители ШМО |
11 | |||
12 | Май |
1. Творческий отчет школьных методических объединений. 2. Подведение итогов учебного года, сдача отчетной документации. |
руководители ШМО |
5. 4 Работа с одаренными детьми
Сроки | Содержание | Ответственный |
Май- август |
1.Сбор предложений по расширению возможностей реализации интеллектуального и творческого потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности. 2.Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся |
Руководители ШМО Зам. по УВР, учителя-предметники, классные руководители |
Сентябрь |
1.Коллективная разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год, составление базы данных одаренных детей. 2.Работа психолога с одарёнными детьми (выявление интеллектуального потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года). |
Зам. по УВР, учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог |
Октябрь |
1.Планирование, подготовка и проведение школьных туров предметных олимпиад 2.Подготовка и участие в альтернативных олимпиадах, олимпиадах проводимых согласно перечню Минпросвещения |
Зам. по УВР, учителя-предметники, классные руководители |
Ноябрь |
1.Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2.Планирование, подготовка и проведение школьного этапа научно- практической конференции 2.Подготовка к участию в городском туре предметных олимпиад. 3. День математики. |
Учителя русского языка Учителя-предметники Учителя-предметники Рук. ШМО |
Декабрь |
1.Подготовка и участие в конкурсе «Английский бульдог». 2. Подготовка и участие в конкурсах, проводимых ССУЗами и ВУЗами ЧР 3. День художественно-эстетических наук и физической культуры |
Учителя-предметники Учителя-предметники |
Январь |
1.Подготовка к участию в республиканском туре предметных олимпиад. 2. День русской словесности и истории. 3.Участие в республиканском турнире юных математиков. 4.Подготовка к участию в городской научно-практической конференции. |
Учителя-предметники Рук. ШМО Зам. по УВР учителя-предметники |
Февраль |
1.День иностранного языка. 2. Подготовка и участие в конкурсе «Выхухоль». |
Рук. ШМО Учитель географии |
Март |
1.Подготовка и участие в республиканской олимпиаде «Радиус». 2. День естественных наук. |
Учителя- предметники Рук. ШМО, учителя-предметники |
Апрель | 1.Подготовка и проведение фестивалей, посвящённых празднику чувашского языка. | Учителя-предметники, Рук. ШМО, учителя-предметники |
Май |
1.Подготовка и проведение творческого отчета школы. 2. Подведение итогов учебного года, награждение победителей и призеров викторин, конкурсов и олимпиад. |
Администрация школы, учителя-предметники |
5.5 Работа с отстающими учащимися
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Форма контроля |
Контроль за учащимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам учебных периодов 2019-2020 учебного года. | В течение года | Классные рук., зам дир. по УВР, соц. педагог | Папка с документами | |
Диагностика и выявление слабоуспевающих учащихся в классах | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, учителя-предметники | Справка | |
Проверка классных журналов с целью выявления посещаемости уроков учащимися, накопляемости отметок, объективности выставления оценок | В течение года | Зам. директора по УВР | Справка | |
Организация психологической помощи слабоуспевающим учащимся | В течение года | Психолог | Обработка анкет и рекомендации учителям и учащимся. | |
Предварительные итоги успеваемости | За 15 дней до конца четверти | Классные руководители | Справка | |
Письменное предупреждение родителей о плохой успеваемости учащихся | За 14 дней до конца четверти | Классные руководители | Письменные уведомления с подписью родителей | |
Письменное уведомление родителей учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки | В конце четверти | Классные руководители | Письменные уведомления с подписью родителей | |
Составление графика работы учителей предметников со слабоуспевающими учащимися | В конце четверти | Учителя –предметники, классные руководители. | График занятий | |
Отчет по итогам четверти | В конце четверти | Классные руководители | Отчеты по классам | |
Занятия учителей –предметников со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися |
Согласно графику |
Учителя –предметники, классные руководители. |
Тетрадь посещения | |
Беседы с родителями | В течение года | Классные рук, учителя –предметники, зам. дир. по УВР психолог | Журнал | |
Беседы с учащимися | В течение года | Классные рук, учителя –предметники, зам дир. по УВР психолог | Рекомендации | |
Заседание «Совета профилактики» | Ежемесячно | Классный рук, зам. дир. по ВВР, соц. педагог, | Протоколы | |
Работа с учителями, имеющими низкие показатели по уровню обученности. | В течение года | Зам. директора по УВР | Анализ уроков, справки | |
Подведение итогов работы со слабоуспевающими учащимися | На педсовете | Зам. директора по УВР | Справка |
Работа по преемственности между начальным и основным общим звеньями школ
Сроки проведения | Мероприятия |
Ответственный за проведение мероприятия |
Выход |
Август | Собеседование заместителей директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов. | Зам. дир. по УВР | Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов |
Август | Заседание методического совета | Зам. дир. по УВР и зам. дир. начальной школы | Доведение уточненного плана по преемственности до педагогического состава школы |
2-я неделя сентября | Нулевой замер знаний и умений уч-ся 5-х классов по русскому языку, математике | Учителя-предметники | Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы |
3-я неделя сентября | Родительское собрание 5-х классов при участии учителей – предметников и школьного психолога | Классные руководители | Организация работы с родителями по вопросам адаптации уч-ся. |
Ноябрь |
Классно- обобщающий контроль 5-х классов: а) посещение уроков б) контрольные срезы знаний после повторения основных вопросов курса начальной школы по русскому языку (диктант), математика (КР), английскому языку (КР) в) анкетирование уч-ся г) изучение организации домашней работы д)посещение внеклассных мероприятий ж) проверка школьной документации |
Администрация, школьный психолог | Обработка полученных результатов, подготовка материала к педконсилиуму по 5-м классам, разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов. |
3 неделя ноября | Психолого – психологический консилиум по 5-м классам | Зам. директора по УВР Николаева О.В. | Завершение работы по вопросам адаптации уч-ся 5-х классов и обучению в среднем звене. |
4 неделя ноября | Родительские собрания | Классные руководители | Совет работы классных руководителей и родителей по формированию классного коллектива. |
Декабрь |
Контрольные срезы уч-ся 5-х классов по итогам 1 полугодия |
Зам. директора по УВР нач. школы, пред. МО мат., русс. яз. |
Сравнительный анализ результатов срезов знаний по итогам 2-х четвертей |
В течение года |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей –предметников: - посещение учителями основной школы уроков в 4-х классах по своим предметам; -разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. |
Рук. ШМО математ., русск. языка и лит-ры | Проведение консультаций рук. ШМО средней школы. Обмен опытом. Сов. заседания МО. Проведение олимпиад. совмест. праздников нач. школы с учителями будущих 5-х классов |
Март | Контрольные срезы знаний учащихся 4-х классов по русскому языку, математике | Зам. директор по УВР нач. школе | Анализ обнаруженных пробелов знаний. |
Апрель | Психологическое тестирование уч-ся 4-х классов | Школьный психолог | Составление психологической характеристики класса, организация психологического тренинга. |
Май | Психолого- педагогический консилиум по 4-м классам | Зам. директор по УВР нач. школе | Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и класса. Проект комплекта 5-х классов. |
Май | Совещание при директоре | Директор | Разработка плана преемственности на следующий учебный год |
Май | Классные собрания уч-ся 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов | Зам. директор по УВР нач. школе | Учет рекомендаций учителей начальной школы по организации работы с будущими 5-ми классами |
3 неделя мая | Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы | Директор | Определение перспектив дальнейшего обучения детей, составление с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе |