ПРИНЯТО:                                                                       На заседании педагогического                                                                    Совета МБОУ «СОШ №42» г.Чебоксары                                                                          протокол №7 от 26.06.2020г.                                                                        

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «СОШ №42» г.Чебоксары:

______________Э.С.Анисимова

приказ № 39 от 26.06.2020г.

 

 

План методической работы

МБОУ «СОШ № 42» г. Чебоксары

на 2020- 2021 учебный год.

 

Единая методическая тема:

«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»

Цель:

повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов, через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, внедрение и интеграцию современных образовательных технологий для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Задачи:

  • Поддерживать культурно-образовательные инициативы коллектива, осуществлять сопровождение исследовательской, проектной и инновационной деятельности, стимулировать творческую инициативу педагогов через организацию и осуществление сопровождения аттестации педагогических кадров, мотивации педагогов к обмену и диссеминации передового педагогического опыта
  • Развивать творческие связи с учреждениями дополнительного образования, с общественными организациями для создания условий, способствующих успешной самореализации и социализации как педагогов, выявлению и развитию детской одаренности обучающихся.

 

Приоритетные направления методической работы школы на новый учебный год:

  • обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы учебного года;
  • информационное обеспечение образовательного процесса,
  • обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
  • обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
  • совершенствование методов отслеживания качества образования;
  • научно-исследовательская деятельность педагогов
  • работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы.

Формы методической работы

  • Педагогический совет
  • Методический совет
  • Методические объединения
  • Методический семинар
  • Обобщение опыта работы.
  • Открытые уроки.
  • Научно-практические конференции по защите исследовательских работ учащихся.
  • Организация «Консультационных дней» с учителями-предметниками.
  • Аттестационные мероприятия
  • Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
  • Предметные недели и декады
  • Педагогический мониторинг 
  • Мастер-класс 
  • Круглый стол 
  • Индивидуальные / групповые консультации 

5.1. Основные направления деятельности

Работа с кадрами

1.Повышение квалификации

Цель:совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности

1.1. Курсовая переподготовка
Содержание работы Сроки Кто привлекается, исполнители
1) Составление плана прохождения курсов повышения квалификации май-сентябрь зам. директора по УВР, учителя
2)составление заявок по прохождению курсов май - сентябрь зам. директора по УВР
3)Самообразовательная работа в течение года учителя
4)Организация системы взаимопосещения уроков в течение года руководители ШМО
5) Посещение и работа в ассоциациях по своему направлению в течение года учителя, зам. директора по УВР

1.2. Аттестация педагогических работников

Цель:определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников

1)Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации» сентябрь зам. директора по УВР
2)Индивидуальные консультации по заполнению заявлений и написанию представления сентябрь зам. директора по УВР
3)Групповая консультация для аттестующихся педагогов «Подготовка материалов собственной педагогической деятельности к аттестации» сентябрь зам. директора по УВР
4)Приём заявлений на прохождение аттестации (август-сентябрь) сентябрь зам. директора по УВР
5)Индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами. в течение года зам. директора по УВР
6)Изучение деятельности педагогов, оформление необходимых документов для прохождения аттестации в течение года зам директора по УВР
7)Проведение открытых мероприятий для педагогов школы, представление собственного опыта работы аттестующимися педагогами ноябрь - январь аттестующиеся педагоги
8)Создание портфолио декабрь аттестующиеся педагоги
9)Посещение уроков аттестующихся педагогов октябрь- март зам.директора по УВР

1.3. Обобщение и распространение опыта работы

Цель:обобщение и распространение результатов творческой деятельности педагогов

1) Описание передового опыта в течение года учителя -предметники
2)Оформление методической копилки в течение года учителя -предметники
3)Представление опыта на заседании МО, семинарах, конференциях, сайтах пед. сообществ, экспертной комиссии УО в течение года руководители ШМО,учителя -предметники

4)Подготовка материалов для участия в профессиональных конкурсах

Представление

· Описание опыта работы

· Мастер-класс

сентябрь-январь зам. директора по УВР

2. Предметные олимпиады, конкурсы

Цель:развитие интересов и раскрытие творческого потенциала учащихся

1)Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников октябрь зам директора по УВР, учителя предметники
2)Анализ результатов олимпиад первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников октябрь зам директора по УВР
3) Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников ноябрь-декабрь зам директора по УВР
4)Анализ результатов олимпиад второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников декабрь зам директора по УВР
6)Научно-практическая конференция «EXSELCIOR» март руководители секций
7) Обучающий семинар для педагогов и обучающихся « Требования к оформлению проектов и их защите» ноябрь зам директора по УВР
8) Участие в образовательных конкурсах для учащихся и педагогов в течение года зам директора по УВР

3. Методические советы

Цель:Реализация задач методической работы на текущий учебный год

Заседание №1

1)Утверждение плана работы на 2020- 2021 учебный год

2) Утверждение рабочих программ учебного предмета «ОДНКНР», учебных программ платных образовательных услуг

3) Об организации наставничества

 4) О введении ФГОС в 10 классах

сентябрь зам директора по УВР, ВР

Заседание №2

1)Исследовательская деятельность педагога- способ повышения проф. мастерства

2) Инновационная деятельность педагогов, участие педагогов в конкурсах

3) Рабочие вопросы

октябрь

творческая группа

зам директора по УВР

Заседание № 3

1)Работа по развитию детской одаренности; отчёт руководителей ШМО о проведении первого этапа Всероссийских олимпиад по предметам

2)Рабочие вопросы

декабрь зам. директора по УВР

Заседание № 4

1)Работа по развитию детской одаренности. Анализ участия учащихся на втором этапе Всероссийских олимпиад.

2) Рабочие вопросы

февраль зам. директора по УВР

Заседание № 5

Анализ выполнения задач методической работы за учебный год, выявление проблемных вопросов.

май зам. директора по УВР
4.План-график основных методических мероприятий по подготовке введения ФГОС основного общего образования, среднего общего образования
1)Пополнение и приобретение УМК, оснащение кабинетов январь- август зам директора по УВР, директор школы
2) Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе 1 раз в полугодие (проектная, технология критического мышления, системно- деятельностного подхода) зам. директора по УВР
3)работа творческой мастерской «Учитель для одаренного ученика» - мастер-классы педагогов школы в течение года зам. директора по УВР
3)Повышение квалификации педагогов на курсах повышения квалификации в течение года директор
4)Создание и пополнение портфолио педагогами в течение года зам. директора по УВР
5)Аттестация педагогов в течение года аттестующиеся педагоги
6)Преемственность начального и среднего звена 1 четверть (проведение мониторинга, анализ адаптации учащихся)

зам. директора.

кл. руков.

7) Предпрофилизация среднего и профилизация старшего звена

1 полугодие

(выявление социального заказа)

классные руководители
8) Метапредметные знания и их значимость 1 полугодие (в рамках заседания МО) руководители ШМО

 

5.2 План методического сопровождения ФГОС ООО, ФГОС СОО

 

Этап Мероприятия этапа Контрольный показатель Форма проведения Сроки
Подготовительный

Ознакомление вновь принятых учителей основной школы с нормативным и учебно-методическим обеспечением ФГОС ООО, ФГОС СОО;

Отслеживание изменений в нормативных документах и ознакомление с ними всего педагогического коллектива.

Готовность учителей к работе по введению стандартов второго поколения.

 

Заседания ШМО, посещение ШМО учителей-предметников 5-9 классов, проведение проблемных семинаров. сентябрь - май
Организационно-аналитический

1) Проведение мониторинга по вопросу оснащенности школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО.

2) Организация курсовой переподготовки учителей

3) Участие в семинарах, конференциях, методических объединениях, совещаниях по вопросам реализации ФГОС СОО.

4) Разработка модели взаимодействия школы с учреждениям, обеспечивающих внеурочную деятельность

5) Заседания ШМО по проблемам реализации ФГОС СОО

Готовность основной школы к введению ФГОС СОО.

Реализация плана- графика курсовой переподготовки

Готовность учителей среднего звена к ФГОС СОО

Реализации плана-графика курсовой переподготовки учителей

Наличие ООП ООО, СОО, программа внеурочной деятельности

Готовность учителей к реализации ФГОС СОО

Отчет

Отчеты учителей предметников

май

сентябрь -май

Деятельностный

1) Внесение изменений в локальные акты, должностные инструкции, школьную нормативную документацию.        

2) Консультационная и разъяснительная работа с педагогическим коллективом.

3) Распространение педагогического опыта

1) Формирование нормативной локальной базы.

2) Мониторинг результатов и определение дальнейших стратегических задач.

3) Открытые уроки

Производственные совещания педагогического коллектива

Методические разработки уроков

 
Информационно-аналитический Оценка результатов работы в соответствии с критериями готовности ОУ к реализации ФГОС СОО в 10-х классах

1) Разработана и утверждена ООП СОО;

2) Нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС СОО;

3) Определён список учебников;

4) Определена модель внеурочной деятельности;

5) Обеспечены условия реализации ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС.

Отчёт-презентация на педагогическом совете по результатам деятельности учителей предметников;

 
  Родительские собрания по вопросу реализации ФГОС СОО Доведение до сведений родителей инновационных процессов в области образования Протокол родительского собрания  

5.3. Работа предметно-методических объединений

 

Сроки         Содержание Ответственный
1. Август

1. Экспертиза рабочих учебных программ,   программ ПДОУ.

2. Приоритетные задачи методической работы в 2020-2021 учебном году.

3. Мотивация и образовательный процесс.

зам. дир. по УВР

руководители ШМО

2

Сентябрь

1.Согласование и утверждение планов работы школьных методических объединений на 2020-2021 учебный год.

2. Выборы руководителей школьных методических объединений.

3. Организации работы с одаренными детьми по подготовке к предметным олимпиадам.

зам. дир. по УВР

руководители ШМО

3 Октябрь

1. Рассмотрение, согласование и утверждение     графика и заданий для проведения школьных предметных олимпиад.

2. Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу проведения аттестации.

3.Рассмотрение материала для проведения административных контрольных работ за 1 четверть.

руководители ШМО

Зам. дир. По УВР

4

Ноябрь

1. Итоги школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

2.Подготовка учащихся к участию в городских и республиканских предметных олимпиадах.

3. Организация проведения Дня математики.

4.Организация и проведение школьного этапа научно- практической конференции.

зам. дир. по УВР

учителя-предметники

5 Декабрь

1.Анализ индивидуальной работы учителей-предметников с неуспевающими учащимися.

2. Итоги школьного этапа научно- практической конференции.

3. Рассмотрение материала для проведения административных контрольных работ за 1 полугодие.

зам. дир. по УВР, учителя-предметники

6 Январь

1. Диагностика профессиональной деятельности учителей.

2. Организация проведения Дня русской словесности и истории.

зам. дир. по УВР, учителя-предметники
7 Февраль

1.Подготовка и проведение Дня иностранного языка.

2.Рассмотрение материала для проведения административных контрольных работ за 3 четверть.

3. Организация и проведение пробных экзаменов выпускников 9, 11 классов.

руководители ШМО
8 Март

1. Подготовка и проведение Дня естественных наук.

2. Смотр методического обеспечения учебных кабинетов «Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в современной школе».

3. Рассмотрение контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации учащихся переводных и 9-х классов.

руководители ШМО

зам. дир. по УВР

9
10 Апрель

1. Подготовка, согласование и утверждение     формы проведения творческого отчета школы.

2. Подготовка и проведение Дня художественно-эстетических наук, физической культуры

и Дня чувашской культуры.

зам. дир. по УВР

руководители ШМО

11
12 Май

1. Творческий отчет школьных методических объединений.

2. Подведение итогов учебного года, сдача отчетной документации.

руководители ШМО

5. 4 Работа с одаренными детьми

Сроки Содержание Ответственный
 Май- август

1.Сбор предложений по расширению возможностей реализации интеллектуального и творческого потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

2.Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся

 Руководители ШМО

Зам. по УВР, учителя-предметники, классные руководители

Сентябрь

1.Коллективная разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год, составление базы данных одаренных детей.

2.Работа психолога с одарёнными детьми (выявление интеллектуального потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года).

Зам. по УВР, учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог
Октябрь

1.Планирование, подготовка и проведение школьных туров предметных олимпиад

2.Подготовка и участие в альтернативных олимпиадах, олимпиадах проводимых согласно перечню Минпросвещения

Зам. по УВР, учителя-предметники, классные руководители
Ноябрь

1.Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

2.Планирование, подготовка и проведение школьного этапа научно- практической конференции

2.Подготовка к участию в городском туре предметных олимпиад.

3. День математики.

Учителя русского языка

Учителя-предметники

Учителя-предметники

Рук. ШМО

Декабрь

1.Подготовка и участие в конкурсе «Английский бульдог».

2. Подготовка и участие в конкурсах, проводимых ССУЗами и ВУЗами ЧР

3. День художественно-эстетических наук и физической культуры

Учителя-предметники            

Учителя-предметники

Январь

1.Подготовка к участию в республиканском туре предметных олимпиад.

2. День русской словесности и истории.

3.Участие в республиканском турнире юных математиков.

4.Подготовка к участию в городской научно-практической конференции.

Учителя-предметники

Рук. ШМО

Зам. по УВР учителя-предметники

Февраль

1.День иностранного языка.

2. Подготовка и участие в конкурсе «Выхухоль».

Рук. ШМО

Учитель географии

Март

1.Подготовка и участие в республиканской олимпиаде

«Радиус».

2. День естественных наук.

Учителя-

предметники

Рук. ШМО, учителя-предметники

Апрель 1.Подготовка и проведение фестивалей, посвящённых празднику чувашского языка. Учителя-предметники, Рук. ШМО, учителя-предметники
Май

1.Подготовка и проведение творческого отчета школы.

2. Подведение итогов учебного года, награждение победителей и призеров викторин, конкурсов и олимпиад.

Администрация школы, учителя-предметники

5.5 Работа с отстающими учащимися

Содержание деятельности Сроки Ответственный Форма контроля
  Контроль за учащимися, имеющими неудовлетворительные оценки по итогам учебных периодов 2019-2020 учебного года. В течение года Классные рук., зам дир. по УВР, соц. педагог Папка с документами
  Диагностика и выявление слабоуспевающих учащихся в классах Сентябрь-октябрь Классные руководители, учителя-предметники Справка
  Проверка классных журналов с целью выявления посещаемости уроков учащимися, накопляемости отметок, объективности выставления оценок В течение года Зам. директора по УВР Справка
  Организация психологической помощи слабоуспевающим учащимся В течение года Психолог Обработка анкет и рекомендации учителям и учащимся.
  Предварительные итоги успеваемости За 15 дней до конца четверти Классные руководители Справка
  Письменное предупреждение родителей о плохой успеваемости учащихся За 14 дней до конца четверти Классные руководители Письменные уведомления с подписью родителей
  Письменное уведомление родителей учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки В конце четверти Классные руководители Письменные уведомления с подписью родителей
  Составление графика работы учителей предметников со слабоуспевающими учащимися В конце четверти Учителя –предметники, классные руководители.                 График занятий
  Отчет по итогам четверти В конце четверти Классные руководители Отчеты по классам
 

Занятия учителей –предметников со

слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Согласно графику

Учителя –предметники, классные

руководители.

Тетрадь посещения
  Беседы с родителями В течение года Классные рук, учителя –предметники, зам. дир. по УВР психолог Журнал
  Беседы с учащимися В течение года Классные рук, учителя –предметники, зам дир. по УВР психолог Рекомендации
  Заседание «Совета профилактики» Ежемесячно Классный рук, зам. дир. по ВВР, соц. педагог, Протоколы
  Работа с учителями, имеющими низкие показатели по уровню обученности. В течение года Зам. директора по УВР Анализ уроков, справки
  Подведение итогов работы со слабоуспевающими учащимися На педсовете Зам. директора по УВР Справка

Работа по преемственности между начальным и основным общим звеньями школ

Сроки проведения Мероприятия

Ответственный

за проведение мероприятия

Выход
Август Собеседование заместителей директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов. Зам. дир. по УВР Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов
Август Заседание методического совета Зам. дир. по УВР и зам. дир. начальной школы Доведение уточненного плана по преемственности до педагогического состава школы
2-я неделя сентября Нулевой замер знаний и умений уч-ся 5-х классов по русскому языку, математике Учителя-предметники Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы
3-я неделя сентября Родительское собрание 5-х классов при участии учителей – предметников и школьного психолога Классные руководители Организация работы с родителями по вопросам адаптации уч-ся.
Ноябрь

Классно- обобщающий контроль 5-х классов:

а) посещение уроков

б) контрольные срезы знаний после повторения основных вопросов курса начальной школы по русскому языку (диктант), математика (КР), английскому языку (КР)

в) анкетирование уч-ся

г) изучение организации домашней работы

д)посещение внеклассных мероприятий

ж) проверка школьной документации

Администрация, школьный психолог Обработка полученных результатов, подготовка материала к педконсилиуму по 5-м классам, разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов.
3 неделя ноября Психолого – психологический консилиум по 5-м классам Зам. директора по УВР Николаева О.В. Завершение работы по вопросам адаптации уч-ся 5-х классов и обучению в среднем звене.
4 неделя ноября Родительские собрания Классные руководители Совет работы классных руководителей и родителей по формированию классного коллектива.
Декабрь

Контрольные срезы уч-ся 5-х классов по итогам 1 полугодия

Зам. директора по УВР нач. школы, пред. МО мат., русс. яз.

Сравнительный анализ результатов срезов знаний по итогам 2-х четвертей

В течение года

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей –предметников:

- посещение учителями основной школы уроков в 4-х классах по своим предметам;

-разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах.

Рук. ШМО математ., русск. языка и лит-ры Проведение консультаций рук. ШМО средней школы. Обмен опытом. Сов. заседания МО. Проведение олимпиад. совмест. праздников нач. школы с учителями будущих 5-х классов
Март Контрольные срезы знаний учащихся 4-х классов по русскому языку, математике Зам. директор по УВР нач. школе Анализ обнаруженных пробелов знаний.
Апрель Психологическое тестирование уч-ся 4-х классов Школьный психолог Составление психологической характеристики класса, организация психологического тренинга.
Май Психолого- педагогический консилиум по 4-м классам Зам. директор по УВР нач. школе Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и класса. Проект комплекта 5-х классов.
Май Совещание при директоре Директор Разработка плана преемственности на следующий учебный год
Май Классные собрания уч-ся 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов Зам. директор по УВР нач. школе Учет рекомендаций учителей начальной школы по организации работы с будущими 5-ми классами
3 неделя мая Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы Директор Определение перспектив дальнейшего обучения детей, составление с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе